Практическое пособие.

Алгоритм действий

сопровождающего детей в автобусе

в летний оздоровительный лагерь (пункт сбора)

 

(Советы как сделать любую поездку в автобусе

интереснойпознавательной для детей)

 

ГКУСО МО «Озерский

социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

 

г. Озеры

2018

 

 

В автобусе

Алгоритм действий

  • Техника безопасности
  • Девочек пропускаем вперед
  • Выяснить, кого тошнит и принять меры безопасности: посадить вперед, смотреть только вперед, дать жвачку или сосульку, целлофановый пакет.
  • Перекличка детей
  • Предупредить, чтобы в автобусе не сорили
  • Смотреть, чтобы не ходили по салону и не выглядывали из окон
  • Игры в пути
  • На пути в лагерь поют плохо, потому что знают мало общих песен. Все игры сидячие.
  • Можно хором прокричать прощание с родителями: "Мамы, папы, до свиданья, не грустите на прощанье!"
  • Знакомство. Можно на счет "три" прокричать свое имя
  • Поиграть в "угадайку": угадайте, какая моя самая любимая песня, как зовут моего папу...
  • Лучше вручать маленькие призы.
  • Кто назовет последним. Например: слово на букву "а", птиц...
  • Что взяли с собой в лагерь? Носки взяли? Полотенце взяли? Запасные коленки взяли?
  • Кольцовка песен. Команды по очереди поют строчку из песен, где есть указанная тема: животное, растение, дружба ...
  • Кричалки
  • Эстафеты: передать от начала ряда что-нибудь: картонку, на которой надо написать свое имя, спичечный коробок и т.д.
  • Приветствие лагерю (когда уже подъезжаем): Здравствуй лагерь, Сим-сим откройся и т.д.
  •  ! Победителю вручаем приз и называем его имя.

Общие советы по данному периоду:

  1. Запаситесь несколькими играми для автобуса.
  2. Не бойтесь быть смешным. Напыщенная взрослость сыграет Вам в минус.
  3. В конце поездки дайте детям отдохнуть от Вас.

"Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи отъезда. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать." - Так рассуждают многие вожатые. И, водрузившись на сиденье в первом ряду, они устремляют свой задумчиво-отрешённый взгляд на асфальт бегущей навстречу дороги.

Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в душах многих детей. Это для вожатого поездка в автобусе - начало многодневного трудового марафона. А для детей - это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом ещё нет. Состояние такое, словно они потерялись посредине многолюдной городской улицы: кругом чьи-то лица, и нет ни одного знакомого. Особенно тягостно в эти минуты тем детям, которые едут в лагерь впервые в окружении неновичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями, планируют что-либо, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Ещё секунда - и появляются слёзы, смешанные с желанием вернуться обратно.

Вот что происходит, если детей во время поездки в автобусе ничем не занимать. Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.

Разберем все пошагово.

Первый ключ к сердцу ребенка – это улыбка. Сопровождающий должен помнить, что у него есть буквально несколько секунд, чтобы у ребенка сложилось о нем хорошее впечатление, оно, конечно, потом поменяется, но лучше бы, чтобы ребенок изначально относился к Вам с позитивной точки зрения. Поэтому подарите ребенку улыбку и 50 очков у вас уже в кармане. Не бойтесь быть веселым – не пытайтесь сразу же изобразить, что вы старше его и вас, дескать, надо слушаться.  

Вы можете начать с "прощания с родителями". Предложите ребятам проскандировать, например: "Папы, мамы, до свиданья, не грустите на прощанье!", - улыбнулись, помахали. Родители, увидев эти улыбки освободят своё сердце от волнения и тревоги.

Детям интересно в первые моменты наблюдать и анализировать, куда они попали. Поэтому приготовьтесь пока вы едете с детьми до детского лагеря (пункта сбора) быть объектом полного внимания. Вот мини-план, как сделать так, чтобы, выйдя на территорию детского лагеря (пункт сбора), дети начинали чувствовать свой отряд и свою причастность к общей жизни лагеря.

  1. Когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, сразу же обратите внимание ваших детей на себя. спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не окажется, представьтесь ещё раз. При этом можно поиграть в "угадалки", т. е. предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя водителя и т.д. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как. Представляясь детям – сделайте это в свободной манере, добавив пару слов о себе. Не увлекайтесь биографией,  оставайтесь немного загадочным.
  2. Расскажите о том детском лагере, куда едут Ваши дети, так как родители не всегда знают  полной информации.
  3. Заложите уже здесь краеугольный камень правил, которые дети ни в коем случае не должны нарушать. Лучше бы, чтобы таких правил было 3-4 штуки – не более, а все остальные правила, в которые вы будете вводить детей, плавно перетекали из краеугольного свода правил. В   детском лагере есть два таких правила. Первое правило Respect (уважение) из него вытекает большинство остальных правил лагеря и правило Свободы – Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
  4. А дальше Вы можете делать все, что вашей душе заблагорассудится – играйте с детьми в игры, так называемые «Игры в автобусы», пойте с ними песни, рассказывайте забавные истории и традиции   детского лагеря или просто подходите к разным детям и завязывайте личный диалог, к которому потом присоединяться остальные.  

Ещё предложите угадать вашу любимую песню. После нескольких попыток признайтесь, что особенно вам нравится песня ... (Назовите песню популярную, знакомую, что бы у вас был шанс услышать её исполнение по вашей просьбе. Не вздумайте честно сказать, что без ума от романса "Гори, гори, моя звезда".)

А когда песня в ваш адрес прозвучит, скажите: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счёт "три" назовите своё имя. Раз, два, три!" Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы так прокомментируете результаты выкрикивания. Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артёмов, три Димона, два Саши и ещё по одному Саньке и Шурке. А теперь разберёмся, кто есть кто персонально. По-моему, эта девочка кричала, что её зовут Боря. Ах, ты не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша!" Подобная "путаница" поможет вам и детям повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.

А ещё можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли?.. Жареного бегемота взяли?.. Подводную лодку взяли?.. ", а ребята будут хором отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продаётся можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.

Можно сказать ещё такие слова: "Мы сейчас едем на автобусе в лагерь, чтобы там отдыхать. А одновременно с нами ещё тысячи людей на чём-то передвигаются, куда-то с какой-то целью направляются. Давайте выясним, кто, с кем, куда, на чём и зачем двигается. Я буду задавать вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начинаться на одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква В.

Эти вопросы вы должны задавать разным ребятам, причём быстро, неожиданно. В итоге у вас может получиться такое сообщение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за вениками". Или такое: "Ванесса Мэй с Ван-Дамом направляются на вездеходе в Вашингтон варить валенки". Не забывайте комментировать полученные ответы. Примерно так: "Важное сообщение. Как только что выяснили наши корреспонденты, какая-то Люся, взяв с собой Лягушку, уселась на Ласточку (это каких же размеров была ласточка, наверное больше телефонной будки) и отправилась в Лес за Лампочками. По нашим предположениям, это был особый лес, в котором растут лампочные деревья. Граждане! Берите пример с Люси. Если у вас перегорели лампочки, не ходите в магазин, берите лукошки и собирайте лампочки в лесу под кустиками".

Ну, а поскольку вы едете в лагерь, предложите ребятам составить меню на обед. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей (Наташа, Серёжа ...), и больше всего я люблю жареную картошку (компот из персиков, крабовые палочки ...). Когда все представятся и назовут своё любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а любимых кушаний названо больше двух десятков, придётся всё объединить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидоров и сгущённого молока, посыпанный мелко порезанными солёными огурцами. На второе - пельмени с вишнёвым джемом и рыбой, покрытые толстым слоем шоколада. А на третье - кисель из апельсинов, кабачковой икры с чесночными сухариками. Мы ничего не забыли?" Вы, наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного обеденного комплекса.

Ну, а когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется рукой подать, можно организовать "ликование" по случаю приближения самого счастливого мгновения сегодняшнего дня. Если ребята спросят, что это за "счастливое мгновение", удивлённо воскликните: "Как, разве вы не знаете, что   лагерь в который вы едете самый лучший на свете? Да это просто счастье - хотя бы одну минуту побывать на его территории. Самый наследный принц Занзибара предлагал миллион долларов и полдворца в придачу, чтобы только одним глазком увидеть этот райский уголок. А вам предоставляется возможность не только увидеть, но и войти в ворота и даже остаться там немного пожить. По этому поводу нужно просто лопнуть от радости. Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуациях свой восторг ..." Если процесс "вспоминания" будет идти туго, подскажите, что когда люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова (например: "Спар-так - чемпи-он"), играют "туш" на духовых инструментах, визжат и свистят, кричат "УРА", поют песни и шагают с развевающимися флагами по улице, салютируют. И сразу же организуйте отдельные группы - те, кто будет аплодировать; те, кто будет скандировать "Здравствуй, лагерь!"; те, кто будет имитировать салют и т. д. Проведите с каждой группой подробный инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования. Например: "Вот и приехали". Убедитесь, что после произнесения этих слов-сигналов панамки-флаги хорошо развеваются, а оркестр, играющий "туш" не фальшивит. А потом организуйте сводную репетицию. Как только автобус остановится у ворот, заговорщически тихо скажите: "Вот и приехали". Произойдёт такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом автобусе знакомы друг с другом не меньше месяца".

А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им всегда нравится, - игру. А точнее - игровое общение.

Конечно, вы можете использовать другие способы занять детей. Можно петь песни, рассказывать о достопримечательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгадывать загадки. Но все эти способы уступают игровому общению в возможности разрешить сразу комплекс проблем. Игровое общение позволит вам:

  • узнать имена детей
  • прогнать грустные мысли о покинутом доме
  • создать первое впечатление о себе как о человеке интересном и жизнерадостном
  • обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда
  • определить некоторые особенности характера отдельных детей
  • предотвратить возможное укачивание у слабых ребят
  • от души посмеяться и дать определённый настрой на восприятие всего, что ждёт ребят в лагере

И всё это в то время, которое некоторые считают непригодным для работы с детьми - во время самой обычной поездки в автобусе.

ПАМЯТКА

  • Дети не должны занимать самые последние сидения в автобусе - места для сопровождающих.
  • Слабых детей, которых укачивает, лучше посадить на передние сиденья.
  • Какие бы игры не проводились, детям вставать с мест категорически запрещено.
  • Пить воду и есть привезённые запасы провизии разрешайте только во второй половине пути.
  • Если ребёнок запросился в туалет - скажи водителю, он выберет место для остановки.
  • По окончании пути (после остановки автобуса), всех детей необходимо по команде организовать на выход из автобуса и на построение перед ним до следующих указаний старшего.
  • Проследите, чтобы в салоне не оставалось фантиков и другого мусора (для этого во время пути можно выделить под мусор пакет).
  • Категорически запрещается включать музыку на мобильных телефонах.  Предупредить об этом детей перед поездкой.
  • Во время поездки не отвлекать водителя посторонними разговорами и шумом.


Итак если ехать долго...

До посадки проследить, чтобы дети имели кофты, штаны в салоне автобуса, продукты питания и другие необходимые вещи, чтобы не останавливать автобус.

  1. Следить, чтобы все чувствовали себя удобно на своих местах.
  2. Знакомить детей с водителем.
  3. Прикрепляет детям бэйджики с булавками.
  4. Объясняет что во время езды нельзя:
    • передвигаться;
    • кушать (будет отдельная остановка);
    • высовывать руки, головы;
    • ломать сидения;
    • кричать, шуметь.
  5. Раздает кульки-пакеты, объясняя, что нельзя.
  6. Когда делается остановка для туалета, добивается чтобы ВСЕ вышли. Выходит первым и строго следит, чтобы дети не переходили дорогу самостоятельно.
  7. До остановки в туалет объясняет, что на таможне ведем себя исключительно тихо, чтобы быстрее отпустили. Никто не переходит улицу, садятся на свои места. После туалета – руки мыть.
  8. Девочек пропускают вперёд (легенда).
  9. Перед тем как кушать, опять, надо мыть руки. Бумаги собираем за собой.
  10. Когда выходим из автобуса – не забываем вещи, контролируем.
  11. Все время считаем детей, когда садимся в автобус. (Методика подсчета. Хлопки своей ладоши о ладошки детей перед посадкой, каждый хлопок подсчитывается).
  12. Если остановился автобус и дети вышли подышать свежим воздухом, не разрешаем детям покупать у местных бабушек шаурму, баклаву и т. д. и т. п., чтобы избежать отравлений, а также нельзя рвать и кушать не мытые персики, яблоки, если мы остановились на обочине сада.

Игры в пути

 Погружение

                Ведущий загадывает предмет, животное, явление или человека. Остальные должны отгадать, что он загадал. Они задают вопросы, он отвечает "да", "нет" от имени того, что он загадал. Если загаданное этого знать не может, он отвечает "не знаю". Например: "Ты живое?" - "Нет" "Ты предмет?" - "Да" "В автобусе ты есть?" - "Да" "Ты большое?" - "Да" "На тебе можно сидеть?" - "Да" "Ты кресло?" - "Да" И т.д.

 Морячок

                Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….» Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ - из другой. «Что стоишь, качаясь?..» «…Качает, качает волна морская». Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

 Вопрос-ответ песней

                Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

Эстафеты

                Эстафета в автобусе – такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

Что я видел

 Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт сопровождающий:

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что плугом пашут луг в лесу,

Как медвежонок туфли мерил,

И как дурак всему поверил.

(С.Я. Маршак)

Или:

Из-за леса, из-за гор

Ехал дедушка Егор.

Он на пегой на телеге,

На дубовой лошади,

Подпоясан он дубиной,

Приопёршись на кушак,

Сапоги на растормашку,

На босу ногу пиджак.


Или:

Ехала деревня мимо мужика,

А из-под собаки лают ворота,

Кнут схватила лошадь,

Хлещет мужика,

Чёрная корова

Ведёт девку за рога.

(К.С. Станиславский)

 

Песня на слово

Ребята в автобусе делятся на несколько "секторов" и им дают задание: Сейчас я вам даю слово, которое должно присутствовать в песне. Итак, слово - (к примеру) - МОРЕ. Датся минута на "обдумывание"...минута закончилась.

команда №1 - ребята поют..."Мооооооре, мооооре...мир бездонный..." - ПРИНЯТО.

команда №2 - " А там за морями,где бушуют бураны, жила там девчёнка с именем странным, и часто бывало: она на просторе в мечтах уплывала в синее море...Алые паруса, алые паруса..." - ПРИНЯТО!

команда №3 - Нам нужны моря и океаны, стены и преграды не нужны...(современная песня - знает кто нибудь кроме команды - подходит...)

и т.д. выигрывает команда, знающая больше всего песен. Так что будет весело)


Как вариант, одна команда дает фразу-вопрос из песни - другая команда фразу-ответ из другой песни.

 

Последний герой

                «Герои бывают разные. Есть герои – путешественники, герои – спортсмены, воины – герои. А есть герои интеллектуальных сражений. Давайте представим, что находимся на интеллектуальном поединке» предлагаются темы: Цветы, животные, деревья, рыбы, реки, озёра, горы, моря и т.п. Кто последний назовёт понятие, соответствующее теме, тот и станет победителем.

Школа юных мимов

 « Уж если вы знаете, кто такие лингвисты и графоманы, то вы, как образованные люди, должны знать, кто такие мимы. Мимы очень похожи на клоунов. Они мастерски владеют своим телом и все чувства, состояния могут передать с помощью жестов, пластики и мимики. Поэтому они и называются «мимы». Это артисты, не прибегающие к помощи речи. А вы не хотите пройти курс обучения в нашей школе юных мимов? В игре участвует две команды мимов. Одна команда загадывает слово, выбирает из другой команды водящего, говорит ему это слово. Водящий должен мимикой и жестами передать значение слова так, чтобы другая команда отгадала заданное слово» Замечания: загаданное слово д.б. существительным. Эту игру можно несколько усложнить для ребят среднего и старшего возраста. Попросите их к существительному добавить прилагательное. Причём объясните, что это прилагательное может весьма условно сочетаться с существительным (весёлый пылесос, надкушенный бублик и т.д.). Фантазия детей неистощима!

Графомания

 «Мы совершенно уверены, что раз вы знаете, кто такие лингвисты, то должны знать, и кто такие графоманы. Ну, а если кто-то забыл, мы напоминаем: графоманы – это люди, которые имеют страсть к сочинительству книжек. Мы с вами книжек писать не будем, а вот посочинять попробуем. Постарайтесь придумать смешное предложение со следующими группами слов:

•             Палка, селёдка, галка, тарелка;

•             Ёлка, копалка, сено, кричалка;