Уважаемые Гости, если Вас заинтересовал этот материал, его Вы можете полностью скачать в меню "Каталог файлов" категория раздела "Телефон доверия" (Не забудьте сказать спасибо) или нажав на ссылку на следующей строке

http://www.osrcn1995.ru/load/telefon_doverija/5

17 мая – Международный день детских Телефонов доверия

АКЦИЯ «ДЕТИ ГОВОРЯТ ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ДА!»

 

Информационный урок для учащихся средних классов (5 – 9 кл.)

Цели:

  • информировать учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия;
  • мотивировать обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.

Задачи:

- информировать учеников об истории возникновения Телефона доверия как вида психологической помощи;

- провести  групповую работу на тему, с какими проблемами, трудностями сталкиваются дети, подростки, к кому обращаются за помощью;

- обсудить, какими навыками должен обладать человек, к которому дети могут обратиться за помощью;

- разработать с учениками список трудностей или вопросов, с которыми можно обратиться на Телефон доверия.

 

Оформление класса, оборудование: плакат о Телефоне доверия (при наличии в школе); презентация о Телефоне доверия (электронный вариант: www.agentsd.ru); информация о Телефоне доверия и его номерах в классном уголке.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

- Добрый день. Сегодня у нас особенный урок, он посвящён Телефону доверия (запись темы на доске). Что вы знаете о Телефоне доверия? (Ответы ребят)

- А почему о Телефоне доверия мы говорим именно сегодня? (версии ребят)

- Дело в том, что 17 мая отмечается Международный день детских телефонов доверия. В этот день во всех школах России проводится специальный урок, посвящённый Детскому телефону доверия. В этом году он проходит под девизом «Дети говорят Телефону доверия «Да!» (девиз записывается на доске)

 

  1. Информационный блок. История возникновения первого ТД.

- Знаете ли вы, когда появился первый Телефон доверия? (ответы ребят)

- Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней Чад Вара справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришёл к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем).

 

  1. Групповое обсуждение «Чем может помочь друг?»

- Что вы делаете, когда у вас плохое настроение?

(Возможные ответы: слушаю музыку; играю на компьютере; читаю; иду на улицу; звоню другу)

- Что лучше: переживать одному или поделиться трудностями с кем-то?

- Чего бы вы ожидали от друга, когда у вас плохое настроение?

- Что ты как друг можешь сделать в следующей ситуации:

  • если твоего друга постоянно обижает и высмеивает в школе один его одноклассник?
  • если твой друг считает, что у него «трудные родители»?
  • если твой друг поссорился со своей девушкой (твоя подруга поссорилась со своим парнем)?
  • если твоего друга преследуют и вымогают у него деньги неизвестные парни?

 

Возможные ответы (записываются на доске):           

- что-то посоветовать;

- рассказать о похожем случае;

- выслушать;

- в отличие от некоторых взрослых не говорить, что сам виноват;

- ободрить;

- отвлечь, рассказать что-то весёлое.

 

- Что из этого списка вам кажется самым важным?

Запишите версии ребят об ожидаемой помощи от друга на доске (для использования на следующем этапе урока).

Следите, чтобы внимание ребят не фокусировалось долго на советах, поощряйте поиск других способов поддержки.

 

  1. Информационный блок.

«Какими умениями должен обладать хороший друг, помощник?»

Вот что считают люди, многие годы занимающиеся поддержкой других людей. Чад Вара, организовавший первый телефон доверия, заметил, что хороший консультант на телефоне доверия выходит из дружелюбного человека, который обладает такими качествами (можно также записать на доске для сравнения с формулировками ребят):

  • не осуждает друга;
  • больше выслушивает, чем советует;
  • допускает, что при определённых обстоятельствах подобная ситуация могла приключиться и с ним;
  • терпелив;
  • заинтересован в другом человеке;
  • разговаривает без всякой снисходительности, на равных.

 

Сравните с учениками данный список и список ожидаемой помощи от друга, который получился в классе в ходе предыдущего обсуждения.

 

- Согласитесь, это не простой набор качеств. Не все друзья умеют так поддерживать и выслушивать – они ведь тоже этому пока ещё учатся, как и вы. В этом нет вины друзей. Просто в некоторых случаях им трудно придумать, как помочь.

Поэтому вскоре вслед за взрослыми Телефонами доверия стали организовывать Телефоны доверия для детей.

 

  1. Информационный блок «Как устроен Телефон доверия?» (возможно использование презентации)

В случае отсутствия возможности показать презентацию рассказывайте о Телефоне доверия, акцентируя внимание учеников на выделенных ключевых моментах (возможна запись на доске).

На Телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым.

Телефон доверия даёт возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги.

Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.

Человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой.

Помощь на Телефоне доверия всегда анонимна. Если не хотят, позвонивший и консультант могут не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать своё вымышленное имя для удобства общения.

Обращаясь на Телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию.

Каждый Телефон доверия работает в своём определённом режиме – круглосуточно или по расписанию.

 

  1. Обсуждение «С какими вопросами можно обратиться на телефон доверия?»

Мозговой штурм «Трудные ситуации в жизни подростков, или с какими вопросами можно обратиться на Телефон доверия?»

  • разработать список вопросов и возможных трудностей в жизни подростков, которые можно было бы обсудить с консультантом Телефона доверия.

Правило мозгового штурма: чужие версии не критиковать, записывать всё, что прозвучало, даже если варианты кажутся нелепыми.

Учащиеся предлагают свои версии, учитель фиксирует их на доске (можно предварительно разбить учащихся на группы по 5-6 человек). Если поначалу процесс идёт трудно, учитель может помочь, предложив свои версии. Например:

- Как вызвать симпатию человека, который тебе нравится?

- Что делать, если родители не разрешают дружить с кем-то? … и т.д.

 

Обсуждение итогов мозгового штурма.

 

- А можно ли звонить на Телефон доверия просто так, без причины или ради шутки? Почему? (подвести детей к тому, что не надо баловаться, звоня на Телефон доверия, так как в это время не сможет дозвониться человек, которому действительно нужна помощь, потому что оператор будет занят).

 

Вывод: В жизни много вопросов и трудностей. Каждый момент важно быть услышанными.

 

  1. Информация о Службе Телефона доверия

Номера (записать на доске, в дневнике (можно в мобильном телефоне), вывесить в классном уголке):

8 800 2000 122,

Звонить можно с любого телефона: мобильного или стационарного (объяснить термин).

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО, АНОНИМНО, КОНФИДЕНЦИАЛЬНО И БЕСПЛАТНО!

 

  1. Подведение итогов. Анкетирование

АНКЕТА

Выбери свой вариант ответа

 

  1. Согласен ли ты с тем, что у  всех людей иногда случаются сложности или неприятности?

да / нет

 

  1. Считаешь ли ты, что не все свои проблемы и вопросы хочется обсуждать с друзьями и близкими?

да / нет

 

  1. Знаешь ли ты, что в случае любых проблем можно позвонить на телефон доверия?

да / нет

 

  1. Если бы у тебя был выбор, то с кем бы ты хотел обсудить свой вопрос по телефону доверия:
  • со взрослым специалистом-психологом
  • со студентом психологического факультета
  • со старшеклассником – добровольцем, работающим на Телефоне доверия

 

  1. В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на Телефон доверия:
  • если бы тебя преследовали и угрожали подростки намного старше тебя
  • если бы тебе не отвечал взаимностью человек, в которого ты влюблён (влюблена)
  • если бы ты так серьёзно обиделся на родителей, что даже не знал бы, что делать

 

  1. Что ты будешь делать, если твой друг попал в серьёзную беду и ему срочно нужна помощь, но он взял с тебя обещание, чтобы ты не рассказывал о его сложностях родителям, учителям или одноклассникам:
  • Нарушишь обещание и расскажешь родителям, учителям или друзьям
  • Позвонишь на Телефон доверия
  • Ничего
  • Другой вариант

(какой) _____________________________________

 

  1. Считаешь ли ты, что Телефоны доверия нужны не только взрослым, но и школьникам?

да / нет

 

  •  

БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ (по классу)

 

Наименование общеобразовательного учреждения _________________________

Класс (возраст учащихся) ________________________________________________

Количество тестируемых____________________ ____________________________

 

Количественное и качественное распределение ответов по вопросам:

 

  1. Согласен ли ты с тем, что у  всех людей иногда случаются сложности или неприятности? да_______________________________________________________________

нет ______________________________________________________________

 

  1. Считаешь ли ты, что не все свои проблемы и вопросы хочется обсуждать с друзьями и близкими?                                         да ________________________________________________________________

нет _____________________________________________________________

 

  1. Знаешь ли ты, что в случае любых проблем можно позвонить на телефон доверия? да_____________________________________________________________

 нет ______________________________________________________________

 

  1. Если бы у тебя был выбор, то с кем бы ты хотел обсудить свой вопрос по телефону доверия:

со взрослым специалистом-психологом ________________________________________

со студентом психологического факультета _____________________________________

со старшеклассником – добровольцем, работающим на Телефоне доверия ___________

 

  1. В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на Телефон доверия:

если бы тебя преследовали и угрожали подростки намного старше тебя ________________

если бы тебе не отвечал взаимностью человек, в которого ты влюблён (влюблена) _______

если бы ты так серьёзно обиделся на родителей, что даже не знал бы, что делать ________

 

  1. Что ты будешь делать, если твой друг попал в серьёзную беду и ему срочно нужна помощь, но он взял с тебя обещание, чтобы ты не рассказывал о его сложностях родителям, учителям или одноклассникам:

нарушишь обещание и расскажешь родителям, учителям или друзьям _________________

позвонишь на Телефон доверия _________________________________________________

ничего ______________________________________________________________________

другой вариант (перечислите формулировки учащихся) _____________________________

 

  1. Считаешь ли ты, что Телефоны доверия нужны не только взрослым, но и школьникам? да_________________________________________________________________

нет ________________________________________________________________

 

БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ (по школе)

 

Наименование общеобразовательного учреждения _________________________

Количество класс _______________________________________________________

Количество тестируемых ________________________________________________

 

Количественное и качественное распределение ответов по вопросам:

 

  1. Согласен ли ты с тем, что у всех людей иногда случаются сложности или неприятности? да_______________________________________________________________

нет ______________________________________________________________

  1. Считаешь ли ты, что не все свои проблемы и вопросы хочется обсуждать с друзьями и близкими? да________________________________________________________________

нет _____________________________________________________________

  1. Знаешь ли ты, что в случае любых проблем можно позвонить на телефон доверия? да_____________________________________________________________

 нет ______________________________________________________________

 

  1. Если бы у тебя был выбор, то с кем бы ты хотел обсудить свой вопрос по телефону доверия:

со взрослым специалистом-психологом ________________________________________

со студентом психологического факультета _____________________________________

со старшеклассником – добровольцем, работающим на Телефоне доверия ___________

 

  1. В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на Телефон доверия:

если бы тебя преследовали и угрожали подростки намного старше тебя ________________

если бы тебе не отвечал взаимностью человек, в которого ты влюблён (влюблена) _______

если бы ты так серьёзно обиделся на родителей, что даже не знал бы, что делать ________

 

  1. Что ты будешь делать, если твой друг попал в серьёзную беду и ему срочно нужна помощь, но он взял с тебя обещание, чтобы ты не рассказывал о его сложностях родителям, учителям или одноклассникам:

нарушишь обещание и расскажешь родителям, учителям или друзьям _________________

позвонишь на Телефон доверия _________________________________________________

ничего ___________________________________________________________________

другой вариант (перечислите формулировки учащихся) _____________________________

 

  1. Считаешь ли ты, что Телефоны доверия нужны не только взрослым, но и школьникам?                                                           да _________________________________________________________________

нет ________________________________________________________________

 

Телефон доверия

 

Телефон доверия