ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ОЗЕРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

 

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА

Педагогическим советом

ГКУСО МО «Озерский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних

 

Протокол №__________

От «________»________20___г

УТВЕРЖДЕНА

Директор

ГКУСО МО «Озерский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних

 

От «________»________20___г

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Я в разноцветном мире"

возраст детей от 3 до 12 лет

срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

Составитель: Кузнецова Н.В. педагог-психолог

г. Озёры

2016 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

Состав несовершеннолетних социального учреждения включает детей имеющих те или иные нарушения в состоянии психологического здоровья, эмоционально-личностной сфере. Также часть воспитанников относится к детям с особенностями развития (ДЦП, синдром Дауна, нарушение зрения, аутизм). Такие дети нуждаются в особом подходе. Данная программа была составлена с учётом данных нарушений развития.

Данная программа направлена на развитие способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешной адаптации в социуме, эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного и начального школьного возраста, а также развитию творческого потенциала.

 

Программа «Я в разноцветном мире», сочетает в себе два направления:

 

 

  1. Развивающие игры и упражнения;
  2. Нетрадиционные виды творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Дети, составляющие основную часть социально-защитных учреждений, часто имеют нарушения в состоянии физического и психологического здоровья, дефицит в развитии ВПФ, а также особенности развития. Поэтому приоритетным направлением программы является обеспечение полноценного развития личности детей. В современных условиях по мере развития технического прогресса дети часто перегружены самой разнообразной информацией, им не хватает положительного эмоционального общения, как со сверстниками так и со взрослыми. В результате обедняется эмоциональная сфера ребёнка, снижается креативность. Огромное значение играет развитие эмоциональной сферы в возрастных периодах дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции помогают понимать друг друга, сочувствовать родным и близким, поддерживать друзей, правильно выстраивать отношения с окружающими. Неразвитая эмоциональная сфера приводит человека к трудностям в социуме и может нести опасность, при неправильно понятых намерениях другого. У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры нужно своевременно запустить. Данная программа направлена на решение задач по сохранению и восстановлению психологического, физического здоровья и устранения всех психотравмирующих факторов посредством творческой деятельности с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Детям с ОВЗ легче освоить творческую деятельность, получить импульс к развитию посредством нетрадиционных видов рисования, лепки, аппликации, игры.

 

 

 

Новизна.

 

Новизна программы, во - первых в том, что ребенку в процессе работы отводится роль активного участника. Ведущий создает условия, стимулирует спонтанную игровую активность и открытое выражение чувств участников детской группы, используя технологии игровой терапии, а во - вторых в применении нетрадиционных видов изобразительной деятельности для нескольких категорий детей.

 

Цель и задачи.

Цель программы: всестороннее развитие творческих, познавательных, интеллектуальных способностей; охрана и укрепление психического здоровья и нравственного развития детей; коммуникативное развитие и социализация, подготовка детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи:

1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

2. Развитие творческих способностей и воображения.

3. Развитие сенсомоторных навыков и пространственной координации.

4. Развитие коммуникативных навыков ребенка.

5. Расширение познавательной сферы и представлений об окружающем мире.

6. Гармонизация эмоционального состояния ребёнка.

7. Формирование уверенности в своих возможностях и способностях.

 

 

 

 

 

 

Отличительные особенности данной программы.

При создании данной программы был использован опыт следующих авторов: Свистунова Е.В., Горбунова Е.В ., Е.А. ,Нестерова Е.В., Шумилова С.В. ,Семенович А.В., Гончаровой Д.И, Л.С., Давыдов В.В., ЗапорожецА.В., Ветлугина Н.А. Отличие от программ других авторов в объединении нескольких направлений, а именно: рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения, массаж, игры, загадки, музыкотерапия. В программе главным ключевым фактором или пусковым моментом развития является акцент на улучшение и стабилизацию эмоционального фона детей. В основе программы обучение способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование эмпатии. В целях коррекции агрессивного поведения у детей используются подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения. Коррекционное воздействие на гиперактивных детей осуществляется при помощи игр для развития тактильного взаимодействия, пальчиковых игр, подвижных игр с использованием сдерживающих моментов, психогимнастических этюдов для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния. В работе с тревожными детьми используются такие методы и приемы: рисование для выявления и отработки страхов, являющихся травмирующими для тревожного ребенка, подвижные игры для развития коммуникативных навыков, элементы сказкотерапии. Дети обучаются приемам саморегуляции через использование этюдов и игр релаксационной направленности, визуализаций, применение музыкотерапии.

Возраст детей участвующих в программе.

Программа предназначена для детей от 3 до 12 лет.

Состав групп: дошкольный, младший школьный и средний школьный возраст.

Наполняемость подгрупп: 5-6 человек.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей и ориентирована на удовлетворение ведущей потребности каждого возрастного периода. В центре занимаются дети разных возрастов, они имеют различные недостатки физического или психологического здоровья, дефицит в развитии ВПФ, нарушения в эмоционально-личностной сфере, имеют качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Степень предварительной подготовки, уровень интересов и развития детей различные. Программа ориентирована на удовлетворение ведущей потребности каждого возрастного периода и основана на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Возрастными особенностями детей 3-6 лет – является восприятие, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера. Дети интересуются окружающим миром. Проявляют настойчивость в достижении результата своих действий, стремятся к общению и воспринимают смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражают им в движениях и действиях, учатся действовать согласованно. Охотно включаются в продуктивные виды деятельности, осваивая изобразительные и конструктивные навыки. Малыши любят слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Владеют активной и пассивной речью, проявляют интерес к сверстникам.

Возрастными особенностями детей 7-11 лет является личностная, волевая сфера. Младший школьник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок учится положительно относиться к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Уже владея разными формами и видами игры, дети различают условную и реальную ситуации, следуют игровым правилам, способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения в различных ситуациях. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Возрастными особенностями детей 12+ лет является произвольность деятельности, интерес к общению со сверстниками, самопознание и самоопределение личности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Условия реализации программы: на основании психологической диагностики и собеседования.

 

 

Список литературы.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002.;

Введение в нейропсихологию деткого возраста: Учебное пособие. – 3-е изд. – м.: Генезис,2013.

Урадовских М. изд. ,2012.«Дошкольное воспитание».

Венгер Л.А.,Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.:Знание, 1985.

Коломинский Я.Л…Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

  • Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.:Медицина, 1989.

Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.СПб.:Питер,2011.

Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. М.:ТЦ Сфера, 2005.

  • К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практич. Пособие: в 4 ч.Ч 1.: пер. с нем.- М.:Генезис,2000.
  • Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации\под ред.А.Ф. Шадуры.СП.б.,Речь.2005.
  • С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь.злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь».Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.М.:Генезис,2005.
  • М.А. Игротерапия общения:Тесты и коррекционные игры:практич.пособие для психологов, педагогов и родителей.М.:ГНОМ и Д,2002.
  • детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. Под ред. Е.В. Свистуновой. – М.:Форум, 2014.

Копцев В. Волшебная бумага. М.:Первое сентября, 2005.

  • и практика исследователей: Парамонова Л.А., Давидчук А.Н., Лиштван З.В., Сафонова О.А. Галанов А.С..Корнилова С.Н..Куликова С.Л.

Занятия с дошкольниками по избразительному искусствую – М.:ТЦ «Сфера», 2000

 

 

Скачайте здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Фрукты».

Задачи: создание атмосферы эмпатии; развитие памяти, мышления,

тонкой моторики, цветового восприятия, воображения;

координации; стимулирование чувства уверенности в себе.

 

Виды деятельности

Цель

Содержание

Примечание

1

 

Групповое приветствие: «Ладошки».

 

 

 

Создание атмосферы эмпатии.

 

 

Дети по кругу, касаясь ладошками, ласково здороваются друг с другом.

 

 

Музыкальное сопровождение.

 

 

2

 

Упражнение.

 

 

Развитие слухоречевой памяти, соотносящих действий, координации движений.

 

 

Упражнение на номинативные процессы: «Я знаю пять…» с ударением по мячу.

 

 

 

 

 

Мячик.

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Отгадывание загадок.

 

 

Развитие мышления, памяти.

 

 

 

Закрепить знания о фруктах, их форме, цвете, вкусе и размере с помощью загадок.

 

 

Загадки.

 

 

4

 

Задание: «Фрукты».

Печатание штампом.

 

 

 

 

Развитие тонкой моторики, цветового восприятия, воображения.

 

 

 

Продемонстрировать прием получения отпечатка и отработать прием с каждым ребенком.

 

 

 

Картинка с фруктами.

Блюдо, вырезанное из бумаги, гуашь (желтый, красный, фиолетовый цвет), штампы.

 

5

 

Обсуждение

занятия

 

Закрепление результатов

 

Дети делятся впечатлениями и полученными знаниями.

 

Демонстрирование работ.