АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
               Традиционная цель гражданского воспитания – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится  в социуме. В последнее время перед нашим обществом достаточно остро стоит проблема всесторонней защиты прав несовершеннолетних. Уязвимость детей объясняется их физической и социальной незрелостью, а так же зависимым положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны или воспитатели.
             Как написано во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». 
             По мере вырастания, у подростков, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и, который как ни обидно это констатировать, чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растет. 
            Чтобы выровнять имеющиеся нарушения у несовершеннолетних, необходимо было создать систему мероприятий, направленных на преодоление деформации личности, на формирование стремления у детей к самостоятельности, ответственности за свои поступки. Подобная система мероприятий нашла свое отражение в подпрограмме «Я – человек. Я – гражданин». Данная подпрограмма призвана помочь ребенку не только адаптироваться в новой для него обстановке, но и организовать свою будущую жизнь так, чтобы,  выйдя из Центра, он чувствовал себя социально и право защищенными. 
           С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства, очень важно добиться осознания каждым воспитанником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Необходимо научить воспитанника уважительно относится к традициям русского народа, к своему дому, своей семье.  Кроме того, правовые знания воспитанникам нужны не только сами по себе, а так же как основа поведения в различных житейских ситуациях.  В связи с этим вся работа должна быть направлена на то, чтобы подросток чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, выражать чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.
          Подпрограмма включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек – общество», и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.  Подпрограмма помогает осуществлять переход от безусловного умственного послушания воспитанников, к ориентации на закон, гражданские права, личную ответственность и социальные нормы.      

 

ЦЕЛЬ: 
изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей, становление правовой и социальной культуры несовершеннолетних с убежденностью в том, что необходимо твердо следовать требованиям норм и морали.  Ранняя профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних. Подготовка детей к полноценной жизни в обществе.

ЗАДАЧИ:

•    познакомить несовершеннолетних с их основными правами и обязанностями;
•    формирование  чувства социальной и правовой дисциплины, повышение личной ответственности несовершеннолетних;
•    преодоление антиобщественных привычек, взглядов и наклонностей;
•    развитие полезной активности, инициативы, самостоятельности личности воспитанников;
•    восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетних;
•    коррекция коммуникативной сферы развития личности;
•    развитие у детей общественно значимой и творческой активности;
•    воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма  и гражданственности;
•    формирование позитивного отношения к учению, работе, коллективу, семье.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
      Подпрограмма направлена на формирование социально-значимых и гражданских позиций воспитанников в возрасте от 10 до 15 лет. Главное в подпрограмме «Я – Человек. Я - Гражданин» - системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.  Важнейшее значение в реализации поставленных задач имеет эффективное использование социально-педагогических технологий, обеспечивающих проявление воспитанниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей, игровых методик, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта несовершеннолетних.
     Подпрограмма определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания  и направлена на реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. При этом важно оптимально использовать потенциал социального окружения, помочь воспитанникам освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
     Подпрограмма опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Данная подпрограмма предполагает реализацию в течение 6 месяцев. 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п    Тема занятия    Решаемые задачи    Форма занятия
I.    «Я и я» - формирование гражданского отношения к себе, обретение уверенности в своей значимости.
1.    «Человек родился».    Рассказать детям о рождении  человека, для чего проживает долгую жизнь; объяснить, что такое наследственность и можно ли на неё влиять.
    Беседа с использованием методики «Незаконченное предложение».
2.     «Что такое семья?»    Воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним    Комбинированное занятие.

3.    «Человек - личность»    Подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека    Беседа с использованием методики «Анкетирование».
4.    «Познай самого себя»    Учить находить в себе сильные и слабые стороны; анализировать собственные поступки.    Беседа с использованием методики «Мозговой штурм».
II.    «Гражданин – отечества достойный сын» – становление и укрепление гражданской позиции
1.    «Я – гражданин России»
    Воспитание гражданственности, патриотизма. 
Воспитание гражданственности, патриотизма.    Беседы с использованием методики «Анкетирование».
2.    «Гражданин – отечества достойный сын»        
3.    «Моя малая Родина  - Озёры»    Воспитание любви, уважения к собственному городу, гордости за него.    Комбинированное занятие с использованием  изобразительной деятельности.
4.    «Что значит быть патриотом»    Ознакомление с отдельными эпизодами России, раскрытие смысла понятия «патриотизм».    Беседа.
5.    «Моя Конвенция»    Ознакомление детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка.    Беседа.
6.    «Наши права и наши обязанности»    Формировать правовую культуру учащихся, познакомить с основными правами и обязанностями ребенка.     Беседа с использованием методики «Анкетирование».
7.    «Ответственность несовершеннолетних»    Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.    Беседа.
8.    «Мораль и закон»    Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, воспитывать уважительное отношение к закону.    Беседа с использованием методик: «Ранжирование», «Мозговой штурм».
9.    «Правовой турнир»    Формировать правовую культуру несовершеннолетних.

    Игровое занятие.
III.    «Государственные символы России»
1.    «Символика России – гимн»    Ознакомление с одним из символов нашего государства – гимном.    Комбинированное занятие с элементами музыкальной деятельности.
2.    «Символика России – флаг»    Популяризировать государственные символы РФ (флаг), знакомить с исторической преемственностью.    Комбинированное занятие с использованием изобразительной деятельности.
3.    «Символика России – герб»    Популяризировать государственные символы РФ (герб).
    Беседа.
4.    «Символы президентской власти»
    Ознакомление детей с символами Президентской власти.    Беседа.
IV.    «Я и мир вокруг» - формирование системы нравственных отношений и ценностей
1.    «Толерантность»    Познакомить детей с понятием «толерантность», воспитывать в детях чувство терпимости к окружающим.    Занятие с использованием методик: «Тестирование», «Мозговой штурм».
2.    «Культура личности»    Воспитывать чувство уверенности в своих силах и возможностях, чувство уважения к окружающим, пропагандировать важность духовной культуры.    Комбинированное занятие с использованием изобразительной деятельности.
3.    «Что человек чувствует, о чем размышляет?»    Воспитывать  уважение к мнению и чувствам окружающих.    Беседа с использованием методики «Мозговой штурм».
4.    «Какие потребности бывают у человека?»    Познакомить детей с основными видами человеческих потребностей.    Беседа.
5.    «Одноклассники, сверстники, друзья»    Обсудить роль сверстников в собственной жизни, раскрыть явление «дружбы» как формы межличностных отношений.    Занятие с использованием методики «Анкетирование».
6.    «Берегите друзей»    Обсудить роль дружбы в жизни человека, выработать правила, которые помогают сохранить дружбу.    Занятие с использованием методик «Тестирование» и «Незаконченное предложение».
7.    «Честь и достоинство»    Раскрыть моральную сущность чести и достоинства, подвести к мысли о необходимости жить, следуя нравственным правилам.
    Занятие с использованием методики «Ранжирование».
8.    «Добро и зло»    Расширить знания о таких качествах, как добро и зло, подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.    Беседа.
9.    «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»    Учить находить положительные и отрицательные качества личности, а также анализировать человеческие поступки.    Беседа.
10.    «Поговорим о деньгах»    Познакомить с понятием «материальные ценности», учить бережно относиться к деньгам.    Занятие с использованием методик «Тестирование», «Мозговой штурм».
V.    «Мой выбор» - формирование мотивов саморазвития и личностного роста
1.    «Профессия – ученик»    Познакомить с правами и обязанностями учащихся.    Занятие с использованием методик «Незаконченное предложение» и «Мозговой штурм».
2.    «Профессии, которые мы выбираем»    Помочь определить свои интересы и склонности, оказать помощь в профессиональном самоопределении.    Занятие с использованием методики «Анкетирование».
3.    «Делу – время, потехе – час»    Формирование сознания ценности времени, важности каждой минуты для полезного дела.    Занятие с использованием методик «Сочинение» и «Мозговой штурм».
4.    «На пути к жизненному успеху»    Развивать навыки самопознания и самосовершенствования.    Беседа.
VI.    «Здоровое поколение» - формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, профилактика асоциального поведения

1.    «Здоровье человека и способы его сохранения»    Формировать потребность здоровый образ жизни.    Занятие с использованием методики «Мозговой штурм».
2.    «Дорога в один конец»    Формировать активно отрицающую позицию по отношению к ПАВ    Занятие с использованием методик «Спорные утверждения» и «Незаконченное предложение»
3.    «О вреде курения»
        Конкурс рисунков
4.    «Умей сказать «Нет!»
        Игровое занятие
VII.    Итоговое занятие

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Реализация программы призвана способствовать формированию у детей и подростков правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники социально-реабилитационного центра должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
-  уважать и соблюдать права и законы;
-  жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
-  быть толерантным во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Программа обеспечивает детям возможность определить себя как личность и реализовывать свои возможности в благоприятных социальных условиях. Восполнение пробелов, белых пятен в социальном опыте детей и подростков, подготовка их к ответственной жизни в свободном обществе – вот основной результат реализации программы. Дети не буду покидать привычные стены Центра беззащитными и слабыми, а будут твердо стоять на ногах, т.к. с помощью предлагаемых занятий научились  применять полученные знания в жизни. 
Ребенок должен перейти от жизни среди своих, зачастую ошибочных ценностей и норм, от  некоторого отчуждения и обособленности от мира к созидательному общению и правовым формам самозащиты. Воспитанник реабилитационного учреждения становится социально активной адаптированной к миру личностью, умеющий делать самостоятельный выбор в рамках социальных и правовых норм и нести за него персональную ответственность.