ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ОЗЕРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

 

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА

Педагогическим советом

ГКУСО МО «Озерский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних

 

Протокол №__________

От «________»________20___г

УТВЕРЖДЕНА

Директор

ГКУСО МО «Озерский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних

 

От «________»________20___г

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для детей с ограниченными умственными и физическими

возможностями здоровья

«Волшебный мир красок»

возраст детей от 3 до 10 лет

 

 

 

 

 

 

Составители:

Карева О.Б. – воспитатель

Панкратова Т.Ю. – специалист по реабилитации

 

 

г. Озёры 2018 г.

 

Пояснительная записка:

В условиях современного общества проблема обучения и занятости детей с ограниченными возможностями здоровья стоит довольно остро.

Многие дети- инвалиды не могут учиться в общеобразовательной школе и полноценно общаться со сверстниками. Важно дарить детям с ОВЗ новую жизнь – жизнь в кругу новых друзей, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными, делать их счастливыми. Необходимо помочь ребенку-инвалиду в адаптации к коллективам детей и взрослых через общение с педагогами и детьми-сверстниками, развивать у данной категории детей чувство уверенности в своих силах.

Дополнительное образование для ребенка с ограниченными возможностями – это, прежде всего, способ взаимодействия с миром творчества, которое призвано развивать творческую и познавательную активность, усидчивость, терпение, а также коррекционную направленность: нарушение моторики рук, координацию движения, ориентировку в пространстве. Педагог должен хорошо знать особенности каждого ребенка и его потенциальные возможности и выстраивать свою работу в зоне ближайшего их развития.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, зрительную память, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности и эстетическое отношение к окружающему, позволяет увидеть мир в ярких красках, а также психологически определить своё место в окружающем мире.

Насыщенный досуг, приводит к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность вместе с другими сверстниками, в свою очередь, способствует сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре.

Программа составлена для детей с ограниченными возможностями на основе изучения нескольких авторских программ, а также использования литературы по изобразительному искусству. Данная информация была изучена и переработана в рамки программы «Волшебный мир красок» с изменениями на основании разных диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и развитием.

Цели:

Организация досуговой деятельности, художественное развитие и эстетическое воспитание, коррекция и развитие творческих способностей, положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей-инвалидов в возрасте от 6 до 9 лет, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности, путем вовлечения в творческую деятельность через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

- Развитие мелкой моторики рук, координации движения.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира;

- Умение ориентироваться на плоскости бумаги;

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;

- Помощь детям в преодолении барьеров в общении;

- Воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд;

- Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.

Содержание программы и механизм реализации:

Содержание программы состоит из теоретических и практических занятий.

  1. Теоретическое занятие.

Каждое первое занятие нового месяца будет теоретическим, на котором дети познакомятся с новой техникой нетрадиционного рисования. Детям будет показано и объяснено как работать в данной технике, какими инструментами и как ими пользоваться.

  1. Практические занятия.

Практические занятия представлены различными видами изодеятельности: рисование пальчиками и ладошкой, печатью по трафарету и шаблону, монотопией, кляксографией обычной и с трубочкой, оттисками печаток из разного материала, рисованием свечой и восковыми мелками и мн. др., которое позволяет детям с ОВЗ развивать мелкую моторику, цветоощущение, фантазию и творческое воображение, приучает к аккуратности и усидчивости ,способствуют толерантному отношению друг к другу и развитию чувства коллективизма при выполнении групповых работ. Но, самое главное, что учитывалось при подборе и составлении занятий и техник, это их доступность для детей- инвалидов, с учетом их заболеваний и возрастных потребностей. Несложные по технике выполнения, но очень разнообразные и интересные, эти занятия повышают уверенность у таких детей в своих силах и возможностях, стремлению к достижению друг высот и познанию нового.

Программа реализуется в соответствии с прилагаемым перспективным планированием, а также через организацию мониторинга ее выполнения.

Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров, т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложненным продолжением.

Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проявления, также содержание занятия может измениться в зависимости от состояния здоровья ребенка, его настроения.

Срок реализации программы рассчитан на 102 часа, из расчета 3 занятия в неделю по 20 минут каждое. Занятия проходят индивидуально с каждым ребёнком, групповые - в конце каждого месяца. После каждого занятия организуются выставки работ детей.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Бумага разного формата и цвета
  2. Акварельные краски, гуашь;
  3. Восковые мелки;
  4. Трубочки для коктейля;
  5. Баночки для воды;
  6. Кисти разного размера, в т.ч. жесткие;
  7. Салфетки;
  8. Ватман;
  9. Цветной картон;
  10. Свеча;
  11. Материал для тиснения (рифленый картон, пластмасса и т.д.)
  12. Пластиковая ложечка;
  13. Простые, цветные карандаши;
  14. Фломастеры;
  15. Пенопласт;
  16. Поролоновые тампоны.

Приемы и методы, используемые на кружке:

В работе с детьми-инвалидами используются следующие методы работы: индивидуальный, групповой и организация выставок, а также следующие приемы: игры; беседы; работа с наглядным материалом; практические упражнения для отработки и закрепления необходимых навыков; чтение и заучивание стихов.

 

Ожидаемые результаты:

Овладение нетрадиционными художественными техниками рисования; правильное нанесение краски на бумагу; составление орнамента из геометрических фигур и знание их названий; составление композиций; развитие творческой фантазии и воображения; научиться правильно держать в руке кисть и карандаш; развитие сенсорных умений и мелкой моторики; развитие аккуратности, терпения и усидчивости; установление контактности и взаимопомощи детей друг с другом; доводить работу до конца.

Программно-методическое обеспечение

1.Гулькова Е.Л. «Сделай сам»: образовательная программа кружка декоративно-прикладного искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Курск: Юмэкс, – 13 с.

2.Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели. - М.: Просвещение, 2006. – 111с.

3.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под. ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с.

4.Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства»: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности.- М.: ТЦ Сфера - 192 с.

5.Круговая С.В. «Краски радуги»: коррекционно-развивающая программа по художественному развитию детей с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 10 лет. – Чита: Типографсервис, 2013. – 28 с.

6.Лыкова И.А. «Цветные ладошки»: авторская программа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с.

7.Мелик-Пашаев А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.


Скачать материал Вы можете здесь